Необходимость и смысл растрирования

Любые   печатные  устройства  в  состоянии  наносить  на  запечатываемую  поверхность только  штриховые изображения, поскольку  печатающие  элементы печатных  форм   отдают   запечатываемому  материалу   примерно   одинаковое количество краски.  Поэтому, чтобы  обеспечить  условия для  передачи  тоновых изображений,  в  XIX веке был  разработан  автотипный  способ   печати  — особый метод управления интенсивностью тонового стимула.

Процесс  преобразования  тоновых  изображений  в  микроштриховые получил название растрирования.   Происхождение  этого  термина  связано  с  тем,  что первоначально использовались стеклянные пластинки  с  нанесенной на  них сеткой  линий (проекционные растры).  Такая   пластинка  получила  название растра от латинского слова rastrum,  что означает «грабли».

Основы  этого  оптико-механического способа  были  разработаны в  1880  годах Георгием Майзенбахом, который проецировал  изображение через  растровую пластинку   (glass  screen)   на   контрастный   эмульсионный  слой   фотоформы, а  затем   это   негативное  изображение  переносил   на   медную   пластинку   и подвергал травлению для  получения  печатных растрированных  клише (метод высокой печати).

В течение  многих десятилетий это  был  единственный  способ   полиграфической  печати  фотографических  изображений.  И  только  в  1970 годах проекционные  растры  были заменены на контактные (фотопленка с  концентрическими  окружностями  различной   плотности),  а  затем,  в   1980  годах,  получение растрированных  фотоформ  стало  осуществляться с  помощью лазерных  устройств  (фотонаборных автоматов — ФНА).

растровая точка

растровая ячейка

Рис. 9.1. Схема растрированного изображения

Растрированное изображение   представляет собой  совокупность  растровых точек  (halftone dots)  различной  площади, расположенных  в растровых ячейках одинаковой площади (рис. 9.1).

Процентное  соотношение   площади  растровой  точки  к  площади  растровой ячейки  определяет уровень тона  в  процентах.  Например, если  площадь  растровых точек  занимают половину всех растровых ячеек  в  плашке, то уровень тона  ее составит 50%, т. е.  при  определенных условиях зритель увидит плашку (средне)-серого  цвета, хотя  фактически  сам  оттиск будет  напечатан  одной  черной  краской.

Таким образом, серый  цвет «получается»  не физически  (краска определенного  цвета),  а  на  уровне  ощущения   (технология  учитывает особенности  зрительной  системы  человека, в  частности  оптического  смешения  разных  тоновых   стимулов).   Для    этого    «обмана»    требуется    соблюсти    определенное условие,  а  именно  — обеспечивать  достаточный уровень  «малости»  растровых площадок,  чтобы   зрение  воспринимало черное   и  белое  не  раздельно, а совокупно.

Если  вы  возьмете  какую-либо   книгу без  иллюстраций, то  глядя  на  любую страницу  на  расстоянии, скажем,  в  несколько метров  (конкретное  расстояние определяется опытным  путем), вы  увидите  однородную  плашку  серого цвета.  Уровень  серого  зависит от  характеристик шрифта  и  верстки  — чем насыщеннее  шрифт  и   плотнее   верстка,  тем  темнее   будет  восприниматься плашка.

Таким же образом обеспечивается  печать  тоновых фотографий  одной  краской  — уровень  серого  в  пределах  растровой  площадки  преобразуется в  соответствующее процентное отношение  белого  и  черного, которые  впоследствии    при    восприятии    обеспечивают   у   зрителя    ощущение   требуемого серого  цвета.

Источник: Пономаренко С.И., Самоучитель Adobe Acrobat 8. Формат  PDF и печать— СПб. :   БХВ-Петербург , 2007 . — 304 с.:  ил. + CD-ROM

Похожие посты:

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий