Цифровая технология цветоделения и ее параметры

В  цветовых каналах   цифрового  изображения  хранится  информация  только  о  яркостных  характеристиках, полученных  на  этапе   анализа  цветного  изображения.   Такое   изображение  ориентировано  для  визуализации  на  экране’ монитора,  однако   имеющиеся  данные   не  позволят  синтезировать цветное) изображение на  бумаге.  Для  этого  требуются  другие данные, а именно  коли-! чества красок (голубой, пурпурной, желтой  и черной), которые, будучи  нанесенными   соответствующим  образом  на  бумагу,  создавали  бы  условия для возникновения примерно  тех же цветовых ощущений, что  и  при  рассматривании оригинала или изображения на экране.                                                      |

Возникает   задача   преобразования   каналов   RGB-изображения  в   соответст-j вующие каналы  CMYK-изображения. Собственно  этот  процесс в  цифровых технологиях  и  понимается  как  цветоделение  (color  separation).

При  печати  цветных изображений такое  преобразование  выполняется всегда (для  полиграфической  печати  процесс цветоделения выливается в отдельный этап),  однако   при  печати   цветных  изображений  на  настольных  принтерах драйверы  этих принтеров  «берут»  на  себя  функцию  цветоделения, требуя  от пользователя   минимальных  настроек,  поскольку указанное  преобразование оптимизировано для конкретного устройства.

Совсем  иное дело  — подготовка  изображения  для  полиграфической   печати. При  импортировании  изображений  в  программы  верстки  требуется   предварительное  преобразование  в CMYK-изображение, однако  это  преобразование

не  бывает однозначным.  Например, в  программе Adobe  Photoshop его  параметры   можно   определить   в   диалоговом  окне   Custom  CMYK   (Параметры CMYK).  К таким параметрам относятся:

•   стандарт  красок (Ink Colors);

•  значение растискивания растровых точек  (Dot  Gain);

•   алгоритм генерации черного  канала (Separation Type и Black Generation);

•   количество черной  краски (Black Ink Limit);

•  общее  количество красок (Total  Ink Limit);

•   добавление цвета в нейтральные области (UCA).

Нужно   очень   четко   уяснить,  что  автоматического   преобразования   модели RGB  в CMYK  не бывает.

Стандарт красок

Типографии   для   цветной   печати   используют   совокупность    стандартных триадных  красок.  Поэтому  для  правильного  преобразования  в  цветовую модель   CMYK    необходимо   учитывать  параметры   конкретных   стандартных пигментов.  В  каждом   стандарте   предусмотрены  варианты для  разного   вида бумаг:  газетной (newsprint), немелованной (uncoated) и  мелованной  (coated). Например, в  программе  Adobe  Photoshop  предлагается  выбор  из  основных комплектов, присутствующих на мировом рынке  (рис. 10.2).

Растискивание растровых точек

Растискивание  растровых    точек    (dot    gain)    —   неизбежное   увеличение площади  растровых точек  вследствие многих причин: от  механического  давления  и   растекания   до  оптического   смешения   соседних  растровых  ячеек.  В   результате    такого    увеличения  нарушаются    планируемые    уровни   тона (рис. 10.3).

Для  борьбы  с этим на  стадии  растрирования требуется  компенсация растискивания — площадь растровых точек  на  печатной форме  уменьшается на соответствующий   процент.   Значение    растискивания  необходимо    получать в  конкретном  полиграфическом   предприятии  с учетом  особенностей их  печатного  оборудования.

Рис. 10.2. Список стандартов печатных красок в программе Adobe Photoshop

Рис. 10.3. Схема увеличения растровой точки на полиграфическом оттиске

Количество черной краски

Значение  в  поле  Black Ink  Limit  (Предел  черной  краски) определяет процент подачи  черной  краски для  самых темных  областей  изображения.  Максимальное  значение  — 100%, однако  довольно  часто, например  в  газетной  печати, это  значение  может  уменьшаться. За  конкретным  значением  необходимо  обращаться   к   соответствующим   специалистам    данного   полиграфического  предприятия.

Общее количество красок

Значение   в   поле   Total   Ink   Limit   (Суммарный  предел   красок)  определяет суммарное  количество  красок  триадной   полиграфической   печати.  Максимальное значение — 400%, однако  оно  чаще  всего  несколько меньше (от 280 до 360%).

Алгоритмы генерации черного канала

В процессе цветоделения очень  важным  моментом является  создание четвертого  канала — черного.  Можно  выделить несколько основных  причин использования в полиграфической  печати черной  краски:

•  с  колориметрической  точки  зрения  — это  недостаточная  чистота  красочных  пигментов,  которые не обеспечивают полного поглощения  соответствующих спектральных зон;

•  с технологической точки  зрения  — это  облегчение  процесса приводки  для темных областей  (и особенно плашек) и уменьшение  суммарного покрытия;

•  с  экономической точки  зрения  -—  это  преимущество  использовать  одну дешевую краску  вместо трех дорогих;

•  с  художественной  точки  зрения  — это  расширение динамического  диапазона  и повышения общего  контраста оттиска.

Чаще  всего пиксельные  изображения, предназначенные  для  импортирования в  программы  верстки,  готовятся   в  программе  Adobe  Photoshop,  в  которой представлены  варианты цветоделения и генерации черной  краски:

•  UCR  — сочетание  триадных  красок с заменой их  черной   краской в  теневых областях;

•  GCR — сочетание  триадных  красок с  регулируемой  заменой черной  краской  по всему диапазону;

•  UCA   —  ахроматические   области   печатаются  с  добавлением  триадных красок.

Алгоритм UCR

Алгоритм UCR  (Under Color  Removal, удаление цветной  краски)  ведет к перенесению   нейтральных участков  исходного  изображения  в  черный  канал. Такие участки характеризуются  равными (или примерно  равными) значениями  во  всех каналах   (такие  цвета  по  определению  считаются  серыми).  Это значение   становится  значением   растровой   точки   в   нейтральных  областях изображения,  однако   не  на  всем  диапазоне,  а  только   в  темных   полутонах и  тенях, поскольку очень  нежелательно светлые  цвета затенять черным  цветом, добавляя  в  них «грязь».  В светах светло-серые  цвета не  переносятся,  их легко синтезировать цветными красками.

Например,  если  в  определенном участке   имеются  значения  65%  голубого, 65% пурпурного и 65% желтого, то они замещаются на 65% черного, а если — 15% голубого, 15% пурпурного и  15% желтого, то не замещаются.

Алгоритм GCR

Предыдущий алгоритм  не  позволяет  пользователю  влиять на  генерацию  черного  канала, а  ведь,  во-первых, всегда ли  необходим  черный канал?  И, вовторых, если необходим, то можно  ли управлять уровнем генерации?

Алгоритм GCR (Gray  Component Replacement, замещение  серой  компоненты) ведет к  формированию  нейтральных участков  по  всему  изображению  и  по всему тоновому  диапазону.  Под серой  компонентой  понимается  любое  равное  значение  у каждого   из  каналов  (такие  цвета по  определению  являются серыми).  Это  значение  в  той  или  иной  форме  определяется  пользователем  (его можно  задавать произвольно или вообще не задавать).  Например, можно  вычесть  20%  из  каждого   цветного  канала (что  условно  «равносильно»  20% уровню серого)  и  перенести  это  значение  серого  в  черный канал  (рис.  10.4). Алгоритм GCR позволяет управлять генерацией  черного  канала.

Рис. 10.4. Схема генерации черного по алгоритму GCR

Поскольку   преобразование   RGB-изображения  в   CMYK-изображение   чаще всего  выполняется  в  программе  Adobe  Photoshop,  то  последняя  предлагает несколько  вариантов  генерации  черного   канала по  алгоритму  Gray  Component Replacement:

•  None (Без  черного) — черный канал  формируется  пустым, все цвета синтезируются, включая черный, с помощью полиграфической  триады;

•  Light (Легкое   замещение),  Medium (Среднее  замещение), Heavy  (Сильное  замещение)  — черный канал  формируется  с разной  степенью интенсивности;

•  Maximum  (Максимальное  замещение)   —  черный  канал   формируется   по уровню  минимального  значения  цвета в  каждой  растровой  ячейке,  таким образом в каждой  ячейке  остается  на одну краску  меньше.

Добавление  цвета в нейтральные области

Значение  в  поле  UCA Amount (Уровень  UCA)  предназначено для  некоторой компенсации  чрезмерного удаления  цвета,  что  особенно  заметно в  теневых областях.   Значение  по  умолчанию  — 0%,  реальный  диапазон  простирается  в диапазоне от 5 до 25%.

Изменение цвета

в  результате преобразования

Преобразование  RGB-данных в  CMYK-данные неизбежно.  Рецепт,  который годится для  визуализации  на экране, не  подходит для  визуализации  на бумаге.  У этих видов визуализации  совершенно разные  принципы  и  технологии. Поэтому,  естественно,  что  при  одновременном восприятии  они  будут иметь заметные различия.

Это  означает, что  в  процессе цветоделения  всегда происходит большее  или меньшее  изменение  цвета.  Для  того  чтобы   предусмотреть будущий  вид  оттиска  и   разработана  технология   управления   цветовоспроизведением.   (Информацию об этой  технологии см. в главе 12.

Источник: Пономаренко С.И., Самоучитель Adobe Acrobat 8. Формат  PDF и печать— СПб. :   БХВ-Петербург , 2007 . — 304 с.:  ил. + CD-ROM

Похожие посты:

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий