Создание графических объектов

Каждый тип объекта в Excel имеет собственные странности и манеру поведения, которые необходимо учитывать при их создании. В этом  разделе мы подробно остановимся на различных типах графических объектов Excel и их особенностях.

Рис. 10.3. Многие из подменю в меню Действие и Автофигуры можно поместить в любое место окна программы

Линии произвольной формы и многоугольники

Работа с кнопками Линия (Line) и Стрелка (Arrow) панели инструментов Рисование не требует  особых  премудростей.  Щелкните  на  нужной  кнопке,  установите  указатель  на любом  месте  рабочего  листа  и   рисуйте  линию  или  стрелку  требуемых  длины  и направления.  Но   если  необходимо  создать  какие-либо  другие  кривые,  отличные  от простейших  прямых  линий  и  стрелок,  выберите  команду  Линия   (Lines)  в  меню Автофигуры.

В подменю Линия (Lines) вы найдете следующие кнопки инструментов:

? Линия (Line) и Стрелка (Arrow). Эти кнопки действуют так же, как аналогичные ин-

струменты панели Рисование. С их помощью можно рисовать прямые и стрелки.

? Двусторонняя стрелка (Double Arrow). Позволяет создавать двунаправленные стрелки.

? Кривая (Curve). Рисует сглаженную кривую линию между заданными с помощью мыши точками.

? Полилиния (Freeform). Используя этот инструмент, можно создавать фигуры,

состоящие как из прямых линий, так и из произвольных кривых.

? Рисованная кривая (Scribble). Позволяет нарисовать кривую от руки. (Однако когда вы отпустите кнопку мыши, форма кривой несколько сглаживается.)

Инструменты  Кривая  и  Полилиния  несколько  отличаются  от  других  тем,  что  освобождение кнопки мыши при работе с ними еще не  означает окончания всего сеанса рисования. Чтобы завершить операцию, нужно либо щелкнуть в начальной точке кривой для замыкания линии, то есть срастить ее начало и конец, либо дважды щелкнуть на том месте  листа, где вы хотите видеть последний узел кривой. На рис. 10.4  представлены примеры использования инструментов подменю Линия.

Рис. 10.4. Примеры объектов, нарисованных инструментами Кривая, Полилиния и Рисованная кривая

Например, если выбрать инструмент Полилиния и щелкнуть на любом  месте рабочего листа,  начало  кривой  будет  привязано  к  этой  точке.  При  отпускании  кнопки  мыши указатель  принимает  форму   перекрестия.  Щелкнув  на  новой  точке,  вы  тем  самым создадите   прямолинейный   отрезок,   соединяющий   первую   точку   со   второй.   (При перемещении указателя к следующей точке Excel начнет рисовать  прямую так, что вы всегда   сможете   контролировать   процесс    вычерчивания   фигуры,   это   напоминает растяжение резинового  жгута.)  Передвинув указатель еще куда-либо и опять щелкнув кнопкой мыши, вы создадите новый отрезок ломаной.

Если не перемещать, а перетаскивать (то есть одновременно держать  нажатой кнопку мыши) указатель, Excel будет формировать не  прямолинейные отрезки, а произвольные сегменты  кривых.   Комбинирование  обоих  методов  —  путь  к  созданию  гибридных объектов, состоящих как из прямых, так и из кривых линий.

Исправление фигур

При  отсутствии  должного  опыта  качественно  нарисовать  с  помощью  мыши  сложный объект  будет  для  вас  достаточно  проблематично.   Если  вас  не  устраивает  форма результирующей  фигуры,  всегда  есть  возможность  ее  исправить,  используя  команду Начать изменение узлов (Edit Points). Эта команда выделяет на кривых, созданных с помощью инструментов Кривая, Полилиния и Рисованная кривая,  узловые точкой; перетаскивая узлы, вы измените форму фигуры.

Чтобы изменить форму объекта, нарисованного одним из указанных выше инструментов, просто щелкните на этой фигуре правой кнопкой мыши и выберите из контекстного меню команду Начать изменение узлов. (Та же команда имеется и в меню Действия (Draw).) В результате вдоль контура фигуры выстроится новый набор маркеров узлов. Теперь вы можете перетаскивать эти маркеры и изменять таким образом форму фигуры. Например, на рис. 10.5 слева представлен нарисованный от руки многоугольник, а справа находится

та же фигура, но обработанная с помощью команды Начать изменение узлов.

СОВЕТ

Если вы хотите исключить какой-либо узел, щелкните на нем при  нажатой клавише Ctrl. Чтобы добавить новый опорный узел, установите указатель на той точке кривой, где вы его хотите видеть, нажмите Ctrl и щелкните кнопкой мыши.

Рис. 10.5. После применения команды Начать изменение узлов контрольные маркеры появляются на каждом изгибе выделенной фигуры, как показано справа

Добавление кнопки Начать изменение узлов на панель инструментов

Команда Начать изменение узлов настолько полезна при  редактировании разнообразных кривых и многоугольников, что всегда желательно иметь ее под рукой. Проще всего поместить  ее  на  какую-нибудь  панель  «быстрого  реагирования»,  например  на  панель инструментов Линия (Lines). Для этого выполните следующие шаги:

1.   На  панели  инструментов  Рисование  выберите  команду  Автофигуры,  а  затем  —

Линия, после чего отсоедините палитру Линия (Lines) от основного меню.

2.   В меню Вид выберите команду Панели инструментов (Toolbars), а затем — команду

Настройка (Customize).

3.   Выберите на вкладке Команды (Commands) категорию Рисование (Drawing), найдите справа кнопку Начать изменение узлов и  перетащите ее на панель инструментов Линия.

СМОТРИ ТАКЖЕ  –

Больше о работе с панелями инструментов вы прочитаете в разделе «Настройка панелей инструментов и меню» главы 3.

Работа с кривыми

Для   более   точной   настройки   формы   объекта,   созданного   с   помощью   одного   из инструментов: Кривая, Полилиния и  Рисованная  кривая, после применения к нему команды Начать изменение узлов, можно использовать команды контекстного меню (рис. 10.6), которое появляется на экране после щелчка правой кнопкой  мыши  на любом из узлов этой фигуры.

Рис. 10.6. Чтобы изменить тип выделенного узла, используйте команды контекстного меню

Всего существует четыре различных типа узлов. Каждый из них имеет соответствующую команду в контекстном меню:

? Автоузел  (Auto  Point).  Определяется  инструментом  и  способом  создания  кривой.

Инструмент Кривая всегда создает автоузлы.

? Гладкий узел (Smooth Point). Линии, находящиеся по обе  стороны от этого узла, одинаково искривлены. При перемещении  маркера такого узла в одном направлении симметричная ему вершина  смещается в противоположном, поддерживая тем самым равную кривизну.

? Прямой  узел  (Straight  Point).  Линии  по  обе  стороны  от   прямого  узла  имеют сглаженную форму, но не обязательно одну и  ту  же кривизну. Последняя зависит от расстояния   до   следующего   узла   фигуры.   Прямые   узлы   можно   перетаскивать независимо от соседних.

? Угловой узел (Corner Point). Узлы данного типа получаются при  рисовании с помощью инструмента Рисованная кривая. Линии по обе стороны от углового узла могут быть   любой   (несглаженной)    формы.    Такие   углы   также   перетаскиваются   по отдельности.

При выделении узла любого типа, кроме автоузла, на экране появляются так называемые маркеры вершины (vertex handles), изображенные на рис. 10.7. С помощью этих маркеров вы управляете кривой двумя способами: перетаскивая маркер перпендикулярно к ней, вы увеличиваете  угол  наклона  кривой  (направление  касательной)  в  данной  точке,  а  при перетаскивании вдоль кривой — меняете ее кривизну.

Надписи

Инструмент Надпись (Text Box) позволяет добавлять на рабочие листы  комментарии,

заголовки и пояснения, придавая информации наглядность и выразительность.

Рис. 10.7. Выбрав определенный тип узла (кроме автоузла), вы можете придать объекту,

манипулируя маркерами вершины, любую нужную форму

Когда вы щелкаете на кнопке Надпись, в точке расположения указателя мыши появляется поле  для  ввода  текста.  Мигающий  курсор  в  этом   поле  демонстрирует  готовность программы к вводу. После того как текст набран, его можно выделить и отформатировать точно так же, как вы это делаете с текстовыми значениями в ячейках.

СОВЕТ

Если выбрать команду Орфография (Spelling), когда выделены  какие-либо  ячейки, будет проверяться правильность написания всех текстовых значений рабочего листа: и в ячейках, и в надписях. Если же  выбрать эту команду, когда выделена надпись или любой объект, проверка орфографии выполнится только для данного объекта.

Ввод текста в фигуры

Инструмент Надпись достаточно просто применить к любой точке  рабочего листа, но иногда требуется поместить текст внутри какого-либо графического объекта, созданного с помощью   команд   меню   Автофигуры.   Это   осуществимо   практически   для   любых автофигур, за исключением линий и соединительных линий.

Просто создайте нужную фигуру и начните вводить в нее текст. Затем, используя команду

Автофигура (AutoShape) меню Формат, придайте объекту и тексту нужный вид.

Создание связанных объектов

Вы можете связать поле надписи или любой другой графический  объект, содержащий текст, с ячейкой листа, например для того, чтобы выводить в поле надписи содержимое ячейки. Прежде всего, создайте поле надписи. Пока это поле выделено, введите в строке формул  знак  равенства  и  ссылку  на  ячейку  или  ее  имя.  Например,  пусть  ячейка  D3 содержит  формулу,  возвращающую  значение  $123,45.  Если  ввести  в  строку  формул выражение =$D3$3, в поле надписи появится то же

значение.  После  того  как  вы  привяжете  поле  надписи  к  ячейке  листа,  ввести  в  него дополнительный  текст  уже  не  удастся.  Чтобы  разорвать  связь,  вновь  выделите  поле надписи и удалите формулу в строке формул.

Автофигуры

Меню Автофигуры (AutoShapes) позволяет создавать десятки  различных объектов на основе заготовок, тем самым придавая  диаграммам и рисункам вашего рабочего листа более наглядный и выразительный вид. Обратите внимание, что у большинства автофигур при  их выделении появляется дополнительный маркер в виде ромба  желтого  цвета — маркер изменения формы. Перетаскивая его, можно  изменять форму автофигуры, как показано на рис. 10.8.

Форма WordArt

Выровнять буквы WordArt по высоте

Коллекция WordArt

Вертикальный текст WordArt

Формат объекта Изменить текст

Добавить объект WordArt

Межзнаковый интервал

WordArt

Выравнивание WordArt

Рис. 10.13. Для создания и редактирования объектов WordArt используйте кнопки панели инструментов WordArt

? Вертикальный текст WordArt (WordArt Vertical Text). Изменяет  ориентацию выде-

ленного объекта WordArt на вертикальную.

? Выравнивание WordArt (WordArt Alignment). С помощью этой кнопки можно изменить выравнивание объектов WordArt, конечно,  если эта операция допустима. Здесь предлагаются   три   варианта:   Выровнять   по   обоим   краям   (Word   Justify)  — стандартный   случай  (выравнивание  достигается  за  счет  увеличения   пробельных промежутков между словами); Выровнять за счет  интервалов (Letter Justify) — наращивается дистанция не только между словами, но и между буквами; Выровнять за  счет  ширины   (Stretch  Justify)  —  увеличивает  ширину  букв,  не  затрагивая пробельные интервалы.

? Межзнаковый интервал WordArt (WordArt Character Spacing).  Открывает меню с набором  команд  для  изменения  интервала  между  символами  —  так  называемого трекинга (tracking) и промежутка между отдельными группами букв — иначе кернинг (kerning).   Реализация  трекинга  для  объектов  WordArt  не  совсем  обычна:   вместо увеличения или уменьшения межбуквенного пространства  изменяется ширина самих букв, при этом длина слова остается  прежней. Команда Кернинг пар знаков (Kern Character Pairs),  независимо от того, задействована она или нет, распространяется только на специфические пары символов, например на сочетание «AV».

Источник: Эффективная работа: Microsoft Office Excel 2003 / М. Додж, К. Стинсон — СПб.: Питер, 2005. — 1088 с: ил.

Похожие посты:

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий