Объектно-ориентированный   [ОО]   (Object   oriented)   (Cм.   ОО,   Язык   объектно- ориентированный)

Широко  используемое  выражение,  которое может представлять много  понятий,  в

зависимости   от   способа   употребления.   Объектно-ориентированное   программирование относится  к  отрасли  программирования,  в  котором  комбинируются  структуры  данных  с функциями  для создания  объектов  повторного  использования  (re-usable objects). Объектноориентированная  графика  обозначает то же, что и  векторная графика.  В других  случаях, термин   объектно-ориентированный    относится   для   описания систем,   оперирующих   в основном  с  разного  типа  объектами,  в  связи  с  чем  действия  пользователя  существенно зависят  от  типа  объекта,  которым  он  манипулирует.  К  примеру,  программа  объектноориентированного рисования может обеспечивать рисование многих типов объектов, таких, как окружности,  треугольники,  прямоугольники  и  др.  Применение  одинаковых  методов к этим  объектам, тем не менее, даёт разный  результат. К примеру,  если  применяется  метод Выполнить в 3D (Make 3D) к окружности, треугольнику и прямоугольнику, то результатами будут разные объекты: шар, пирамида и параллелепипед соответственно.

Объектно-ориентированный анализ [ООА] (OO analysis, OOA)

u Способ  анализа, изучающий  требования к  системе  с  точки  зрения  создания будущих классов и объектов, основанного на словаре предметной области.

v Исследование предметной области или системы в терминах понятий предметной области, таких, как типы объектов, ассоциации и изменения состояний.

Объектно-ориентированный подход [ООП] (Object oriented approach)

В результате многолетних  исследований  процессов реализации  моделей  реальных

объектов в компьютерных системах был разработан и опробован так называемый объектно-

ориентированный  подход  разработки  программных  систем  и   соответствующие  языковые

средства.  Первым  объектно-ориентированным  языком  стал  язык  Simula67  (разработан  в 1967 г.), а первым самым мощным и популярным – язык C++ (разработан в 1983 г.). Одним из   основных  преимуществ  ООП  по  сравнению с  более  ранними  методами  построения программных   систем   явилась   тесная   связь   данных   и     кода,   работающего   с   ними, объединённых в рамках проектируемых объектов. Таким образом, главная идея, лежащая в основе    ООП    такова:    программная    система    представляется    в    виде    множества самостоятельных  сущностей  (объектов),  взаимодействующих  друг  с  другом.   Каждая сущность сама отвечает за хранение информации, необходимой для ее жизни, и, кроме того, она  имеет  (реализует)   свое  собственное  поведение.  ООП  основан  на  систематическом использовании  моделей  для  языково-независимой  разработки  программной  системы,  на основе ее прагматики.  Прагматика  определяется целью разработки  программной системы. Например,  для  обслуживания  клиентов  банка,  для  управления   работой  аэропорта,  для обслуживания   чемпионата   мира   по  футболу  и    т.п.  В  формулировке   цели   участвуют предметы и понятия реального мира, имеющие отношение к разрабатываемой программной системе. При  осуществлении  ООП эти  предметы и  понятия заменяются их  моделями,  т.е. определенными    формальными    конструкциями,    представляющими    их    в   программной системе. ООП имеет два аспекта: а) объектно-ориентированная разработка ПО; б) объектноориентированная   реализация   ПО.   Как  правило,   проектируемая   программная   система представляется  в  виде   трех  взаимосвязанных   моделей:  а) объектной  модели,   которая представляет  статические   и    структурные  аспекты  системы,   в   основном   связанные  с данными;  б) динамической  модели,  которая описывает  работу отдельных частей системы; в) функциональной  модели,  в которой  рассматривается  взаимодействие  отдельных частей системы (как по данным, так и по управлению) в процессе ее работы. Эти три вида моделей позволяют получить  три  взаимно-ортогональных  представления  системы в одной системе обозначений.    Совокупность   моделей   системы   может   быть   проинтерпретирована   на компьютере  (с  помощью  инструментального  программного  обеспечения),  что  позволяет продемонстрировать   заказчику   характер   работы   с  будущей   системой   и    существенно упрощает согласование  предварительного  проекта  системы.  Развитие  ООП породило  ОО язык  анализа и   проектирования  систем  (UML),  ОО  модели  программных  компонентов (COM, DCOM, CORBA), а  также  ОО языки  реализации  программных компонентов: С++, Java, C# и ряд других.  См. UML.

Объектно-ориентированный язык программирования [ООЯП, язык ООП]  (Objectoriented programming language, OOPL) (См. Язык объектно-ориентированный)

Языки      программирования,      предназначенные     для     реализации      объектно-

ориентированных    моделей   представления    сущностей   предметных   областей.    Первая ключевая черта ООЯП – это определение классов, т.е. абстрактных типов данных, которые инкапсулируют  своё содержание и  делают доступными  некоторые  операции  или  методы. Классы  обычно  являются  базисом модульности,  инкапсуляции  и   абстракций данных  в ООЯП. Вторая их ключевая черта – это реализация наследования, представляющего способ определения  нового  абстрактного  типа данных,  наследующего  элементы  (содержание  и методы)  существующего  и   модифицирующего  или  расширяющего их.  Это  способствует выражению  специализации  и   генерализации.  Третья  черта,  известная как  полиморфизм, позволяет ссылаться на объекты различных  классов (обычно внутри  некоторой иерархии) единым для всех их образом. Это делает классы ещё более удобными и  делает программы, основанные   на   них,   легче   для   расширения   и   поддержки.   Классы,   наследование   и полиморфизм – фундаментальные свойства, требуемые от языка, претендующего называться объектно-ориентированным.   Языки,   не   имеющие   наследования  и    полиморфизма,   но имеющие только классы, обычно называются основанными на классах. Таким образом, язык ООП  должен  поддерживать   принципы инкапсуляции, наследования   и   полиморфизма.  К таким  языкам относятся, например, C++, Java, Delphi, Python, С#, Visual Basic  .NET и  ряд других.

Источник: Тлумачний   словник   з   інформатики   /   Г.Г.   Півняк,   Б.С.   Бусигін, М.М. Дівізінюк та ін. – Д., Нац. гірнич. ун-т, 2008. – 599 с.

Похожие посты:

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий